Блог психолога, коуча Ирины Бараш

Как найти контакт с ребенком

Из личного опыта

Говорить с ним, глядя в глаза, как со взрослым, честно искренне с уважением, вне зависимости от возраста. Нет необходимости давить, используя авторитет; донести ребенку информацию о том, почему он не прав. Ставим себя на его место, отношение такое, какое хотели бы к себе, в своем детстве, да и в настоящее время. Беседуем ровно столько, сколько нужно для его осознания. В конце беседы вопрос о том, что он будет делать теперь, с учетом полученной от вас информации.
"Пусть детей воспитывают детский сад и школа, им за это деньги платят" - такое я слышала неоднократно в своем детстве от взрослых когда они разговаривали о детях, после взбучки от учителей на родительском собрании.

Почему-то запомнилась эта фраза из детства.

Сейчас, с высоты прожитых лет и работы на ниве психологии понимаю, что в детском возрасте до 6-7 лет формируется модель взаимоотношений в семье на примере родительской. Благодаря которой появятся позитивные и негативные убеждения, они-то и станут основой внутрисемейных связей в будущем и явятся непосредственными предпосылками к кардинальным переменам и трансформациям, причинами страданий, основанными на отношении к детским травмам. Таким образом происходит из поколения в поколение, с изменениями соответственно веяниям времени.

Но иногда происходит все наоборот, т. е. вопреки. Именно боль детства, заставляет людей вести себя совершенно по-другому: быть более нежными и добрыми по отношению к детям, строить жизнь по-новому сценарию. Но всегда есть "но" - страх ощутить боль, аналогичную полученной в детстве; заставляет "оглядываться" на негативные убеждения. Поэтому мамы и папы, пострадавшие от насилия в детстве, либо были свидетелями такового, стремятся найти общий язык с детьми в максимально раннем возрасте.

Все зависит от нас, какой сценарий мы выбрали на это воплощение, таким и будет детский опыт.

В моем детстве было много любви и заботы по отношению ко мне.

Я была одна, когда родила сына, имеется ввиду не было мужа. Советское время, начало 80-х, общежитие в Москве, я и мой маленький сын. Приходилось нелегко, но по сравнению с нынешними молодыми мамами, гораздо легче; поскольку могла уделять много времени сыночку и себе. Это был наш добрый мир. Позже, когда сыну исполнилось 3 года мы переехали в семейное общежитие, проще говоря, в коммуналку в Чертаново; сына определила в районный детский сад рядом с домом.

Однажды, когда пришла за ним, воспитательница завела разговор о сыне. Речь шла о его настойчивости и лидерских качествах, из-за которых, как она сказала, сын может пострадать.

Суть проблемы заключалась в следующем: во время игр, занятий чем-либо он всегда был организатором, лидером, так сказать, строил детей, уступал место девочкам и требовал этого от мальчиков. Далее понуждал детей выполнять ту или иную задачу (поставить на место стулья, убрать одежду), даже если у них нет желания; в общем, помогал воспитательнице, как мог. Детям это не нравилось, они обижались, в связи с этим, возникали конфликтные ситуации.

Поэтому воспитательница попросила меня воздействовать на сына, чтобы он перестал себя так вести.

Честно говоря, я была ошарашена, даже не подозревала о таких организаторских способностях своего малыша - в 3 года! Тем не менее нужно было решать задачу.

Просто потребовать от ребенка не вести так себя неприемлемо, поскольку ничего плохого он не делал. Следовательно, необходимо было найти такой подход, чтобы он осознал ситуацию и сам принял решение вести себя по-другому, передо мной была трудная задача. Обычно сын на любую мою просьбу говорил сначала "нет", уж потом, мог согласиться, если его устроит ситуация.

Приказывать, требовать было бесполезно, - это слезы, обида и проблема решена не будет. Я позволила себе отпустить ситуацию и вести разговор без раздумий и подготовки, от души, как пойдет.

Посадила сына напротив себя и, глядя ему в глаза, как взрослому, стала объяснять, что будет дальше, если он продолжит в таком духе общаться с ребятами. Он услышал о том, что коллектив - это такая штука, которая может поднять человека, а может уничтожить и, если на него давить, то станешь чужим, соответственно останешься один. "Ты хочешь остаться один в группе?" - спросила я у сына, он ответил, что нет.

Мы долго беседовали о том, как он будет себя вести, чтобы не пострадать самому и не обижать детей.

В детском саду все устроилось, благодаря этому случаю у меня наладился очень хороший контакт с сыном.

В дальнейшем, каждый раз, когда возникали задачи, требующие определенных действий от сына, на ответ "Нет", я не требовала, не приказывала, не ломала его, а обосновывала, почему "Да", ребенок соглашался, даже если был против.

Это было в детстве, а сейчас, сыну 41 год, у нас полный контакт, добрые взаимоотношения, мы никогда не ссоримся; я уважаю его "нет" и для меня важно его мнение.

Он очень хороший папа и супруг. Но это уже другая история.

Желаю благополучия в жизни и взаимоотношениях, любите и берегите себя!

Я вас люблю!

Психолог Ирина Бараш

Еще минуточку вашего драгоценного внимания, пожалуйста.

У вас проблемы? Нет вариантов решения?

Пройдите диагностику и начните уже сегодня решать свой вопрос. Всего за 20 минут я помогу понять, в чем причины создавшейся ситуации, где находятся корни данной проблемы и осознать, что делать для ее решения, а также предложу работающие практики для снижения болезненного состояния и варианты решения.

Телеграм канал "Отношения в радость"
Истории и разбор ситуаций